[email protected]
Волгоград,
Баррикадная, 1Д. Оф. 3-54
+7 (961) 694-25-04



Новости

Главная Новости

Частные АЗС обречены — Блог Артема Краснова

Опубликовано: 29.09.2018

В федеральных СМИ с подачи «Независимого топливного союза» активно продвигается версия, что частным АЗС грозит вымирание, а цена топлива скоро устремится к 100 рублей за литр. Я решил прикинуть, насколько реальны эти угрозы.

Стоимость бензинов в мае скакнула на 7% или примерно на 3,5 рубля за литр, и после июньских волнений замерла на отметке 43-45 рублей за литр. С начала года топливо прибавило в цене примерно на 9%. Это самое сильное локальное подорожание с 2008 года.

Вверху — динамика розничных цен на бензин АИ-92 с начала года по данным компании «Яндекс», внизу — изменение оптовых цен по данным nakanune.ru

Но мелкооптовая цена изменилась гораздо сильнее — на 35%. Представители частных АЗС в Челябинске пока неохотно идут на контакт, и после обзвона десятка компаний у меня есть лишь один комментарий от бухгалтера сети АЗС (на территории Челябинской области — 10 заправок). Она сообщила, что бензин АИ-92 на этой недели они покупали по цене 53-54 тысячи рублей на тонну, что эквивалентно 40-41 рублю за литр. В начале года, по ее словам, топливо продавалось по 40-42 тысячи рублей за тонну (30-32 рубля за литр).

Нынешнюю цену на уровне 53-54 тысяч рублей за тонну в мелком опте мне подтвердили в компании «Лукойл-Уралнефтепродукт».

По грубым прикидкам, в начале года при цене бензина АИ-92 в рознице в районе 37 рублей ( данные «Яндекс» ) разница с оптом для «малышей» достигала примерно 5 рублей за литр. Сегодня при цене АИ-92 на уровне 41 рублей за литр ( данные «Яндекс» ) разница практически исчезла.

Независимые АЗС вынуждены поднимать цену и терять практически единственное конкурентное преимущество. Наверное, чуть лучше защищены АЗС в глубинке, где нет сильной конкуренции со стороны крупных сетей, но в любом случае заправляться на малоизвестной заправке за те же деньги, что на брендированной, психологически сложно.

АЗС тратится на содержание резервуарного парка и колонок, доставку топлива, оплату сотрудников

Ситуация, как я понимаю, спровоцирована сдерживанием розничных цен при растущих оптовых. Если исходить из последних, литр бензина в России уже сейчас должен стоить в районе 54 рублей за литр — примерно на 10 рублей дороже нынешних цен.

Теряют ли на этом крупные сети? Вероятно, да. Но у них есть другие источники дохода, от экспорта нефти до шоколадок и кофе на кассах, тогда как частники живут за счет розничной продажи топлива.

Со стороны независимых АЗС звучали предложения отпустить розничные цены в свободное плаванье, что вряд ли вызовет сочувствие у автомобилистов. Альтернативное предложение — государственное регулирование всей цепочки цен, включая мелкий опт. Третий вариант — выкуп мелких АЗС крупными сетями, — представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев назвал «криком отчаяния» .

Сам я избегаю мелкие АЗС. И даже не потому, что они не продают хорошего топлива — иногда продают. Например, во время нашего бензинового теста 10 лет назад мы были удивлены качеством топлива на контейнерной АЗС в районе элеватора на улице Елькина, которое не уступало лучшим образцам. Владелец этой сети из четырех заправок покупал топлива на крупной нефтебазе и следил за состояние емкостей — вот и весь секрет.

Вот этот чудо-контейнер с вполне качественным бензином. По виду и не скажешь

Проблема в другом: все-таки репутационные риски для мелких заправок почти отсутствуют, судиться с ними сложнее, а мотивов и возможностей продавать бодягу больше. Из свежих примеров: скандал с новыми автомобилями «Скорой помощи» , которым сменили поставщика топлива с брендовой компании на мелкую, выведя технику из строя.

«Скорые помощи» на базе «Газели» затроили, а дизельные «Форды Транзит» останавливались по пути к пациенту

Но их разорение все равно невыгодно. По данным «Независимого топливного союза» из 25 тысяч российских АЗС на долю мелких сетей приходится 15 тысяч (60%), и массовый падеж усилит монопольное положение ВИНКов.

Если в крупных городах сетевых АЗС много, то в глубинке мелкие заправки играют куда большую роль. Например, въезжаем в Златоуст: АЗС «Куб», АЗС «Руснефть» (не путать с «Роснефтью»), АЗС «Златогаз», АЗС « Max&Den », снова АЗС «Куб», и только затем — «Башнефть» с «Лукойлом».

Не все автомобили столь требовательны к топливу. Владельцы мелких АЗС часто держат качество на уровне, вполне приемлемом для «Жигулей» и «Волг», что устраивает обе стороны.

Если изложенное в начале поста не преувеличено, у частных АЗС остается два пути. Первый — поднять цену и повышать лояльность клиентов другими способами, что не всегда возможно. Второй — более активно химичить и недоливать.

Похожее

 
 
rss